Социальная информатика
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Алексей Калинин. Глобализация торговли

Перейти вниз

Алексей Калинин. Глобализация торговли Empty Алексей Калинин. Глобализация торговли

Сообщение  А. Калинин Пт Дек 26, 2008 5:48 am

Глобализация торговли:
Алексей Калинин. Глобализация торговли 11_01_00
Мой приятель, побывав лет 10 назад во Франции, пристрастился к минеральной воде «Perrier». К нам ее не завозили, и каждый раз, когда кто-нибудь ехал в столицу, он заказывал ящик-другой своей любимой минералки, чем в прямом смысле нагружал своих друзей. Получив шипучку, растягивал ее по жесткому графику и сетовал на отсутствие оной на полках наших, новгородских магазинов. Сейчас у него таких проблем нет. Пьет французскую воду когда пожелает и в каких угодно количествах.
Объяснение этим переменам достаточно простое. Если говорить по-научному, то наша страна все больше втягивается в процесс глобализации ритейла (от английского retail — торговать в розницу). Это когда одни и те же магазины (торговые центры одной сети) открываются по всей стране, а в них можно купить товары известных мировых производителей.
Началась глобализация ритейла в нашей стране в конце 90-х, когда всемирно известные розничные сети потянулись в РФ и стали пускать корни. Сегодня у нас весьма успешно работают Auchan, Metro, REWE, Globus, Spar, IKEA, Douglas, Sephora, OBI, Leroy, Media Markt и другие. В этом году стало известно, что и настоящие акулы розничного бизнеса приняли решение «приплыть» в воды российской торговли. Уже заявила о своем приходе французская сеть Carrefour. Не скрывает своих намерений в ближайшей перспективе совершить бросок на Восток и американская Wal-Mart
Россия оказалась в фокусе глобальных розничных сетей не случайно — доходы населения растут. В результате бурно развивается и рынок ритейла. С 2000 года прирост объемов торговли только в секторе гипермаркетов и супермаркетов не опускался ниже 40%. В 2005-м общий оборот рынка достиг $250 млрд. По подсчетам аналитиков МДМ-Банка, только сектор российской продуктовой розницы до 2010 года ежегодно будет расти на 16%. А на Западе, между прочим, рост этого сегмента составляет максимум 5% в год. Уже сегодня по объему рынка розничной торговли Россия входит в первую десятку мировых лидеров, а в рейтинге привлекательности развивающихся рынков для глобальных торговых сетей, составленном в 2006 г. компанией A.T. Kearney, она заняла второе место, пропустив вперед лишь Индию.
Согласно последнему исследованию маркетинговой компании Nielsen, российский рынок товаров народного потребления с середины 2006 года по середину 2007 вырос на 9% в стоимостном выражении. «Россия — в числе стран с высоким уровнем потребительского доверия, что напрямую влияет на готовность приобретать товары и услуги. Так что при сохранении нынешних темпов роста и настроений потребителей к 2025 году Россия имеет все шансы стать крупнейшим потребительским рынком в Европе и выйти на четвертое место в мире», — утверждает Михалис Кристу, региональный директор компании Nielsen в странах Северо-Восточной Европы.
В то же время количество магазинов на душу населения в РФ до сих пор почти в 300 раз меньше, чем во многих европейских странах. А торговые сети здесь и вовсе можно по пальцам пересчитать. По оценкам аналитиков инвестиционного банка Goldman Sachs, в 2006 году этот показатель составил чуть более 25% от всего пищевого розничного оборота против 65% в среднем на развитых рынках. Относительно прилично на фоне всей страны выглядят разве что Санкт-Петербург, где этот показатель составляет 70%, и Москва со своими 40%. Так что в России сохраняются колоссальные возможности для развития торговли.
Специалисты A. T. Kearney считают, что иностранным торговым сетям, желающим прийти в Россию, следует поторопиться. Несмотря на то что в целом российский рынок сохраняет привлекательность для международных ритейлеров, развивающих форматы супермаркет и гипермаркет, конкуренция в крупных городах усиливается. И через два-три года она будет настолько остра, что их самостоятельный выход на наш рынок станет практически невозможен. «Подобная ситуация уже наблюдается в Санкт-Петербурге, где количество гипермаркетов превышает 1 на 100 тыс. человек, а международные ритейлеры Metro и Auchan проиграют в конкурентной борьбе с сетями «Лента», «О’Кей» и «Карусель», — подчеркивает Михаил Бурмистров, руководитель отдела аналитики информационно-консалтинговой компании «INFOLine».
Сейчас крупные сетевики завоевывают рынок российских городов с населением от 500 тысяч. Ведущие российские компании, работающие в формате супермаркетов, а также мультиформатные сети начали открывать по несколько магазинов в год, в 2003 году они ускорили темп, открывая как минимум по 1 торговой точке в месяц, а с 2004 года довели норму до 2–3 магазинов в месяц. Количество магазинов у большинства компаний, входящих в top-10, за последние три года утроилось.
Многие аналитики потребительского рынка убеждены, что и производители, и потребители от глобализации торговли только выиграют. Развитие ритейла, по мнению коммерческого директора компании «Лента», одной из крупнейших российских сетевых торговых компаний, Милины Микуловой, ведет за собой в городах и целых регионах их присутствия развитие производителей товаров.
— Современные форматы сетевой торговли предъявляют очень высокие требования к качеству товаров, к соблюдению сроков и периодичности поставок, продвижению, — утверждает Милина Микулова. — И, безусловно, важными для покупателей являются надежные местные поставщики свежих продуктов. А если это важно для покупателей, то значит, это важно и для нас — продавцов.
Сотрудничество региональных производителей и ритейлеров приносит новый опыт и технологии. В «Ленте», например, поставщики товаров работают совместно с сотрудниками над формированием ассортимента в рамках проектов категорийного менеджмента. Ассортимент оптимизируется согласно потребностям покупателя.
Помимо этого, по мнению регионального операционного директора компании Руслана Исмаилова, например, развитие сетевой торговли ведет за собой развитие инфраструктуры региона: логистики, строительства, клининговых компаний и охранных предприятий.
А. Калинин
А. Калинин

Сообщения : 5
Дата регистрации : 2008-12-12
Возраст : 33
Откуда : Санкт- Петербург

Вернуться к началу Перейти вниз

Алексей Калинин. Глобализация торговли Empty Re: Алексей Калинин. Глобализация торговли

Сообщение  А. Калинин Пт Дек 26, 2008 5:55 am

Однако отношения поставщиков и ритейлоров совсем не так просты, как могут показаться на первый взгляд. Некоторые местные производители заваливают федеральные службы жалобными письмами о поборах (входной плате за место на полке), дополнительных сборах за более выгодные места, завышенных требованиях к качеству и упаковке товара, а также — жестких требованиях торговых сетевиков к срокам поставок товаров. Часто их поддерживают местные власти.
Других производителей сетевые ритейлеры вполне устраивают, а третьи — в восторге от того, что их товары вместе с сетями осваивают рынки других регионов.
Мы попытались выяснить, каковы отношения между федеральными сетевиками и местными производителями в Великом Новгороде.
— С приходом федеральной сети «Лента» в Великий Новгород объемы нашего производства в 2007 году по сравнению с 2006-м значительно увеличились, — комментирует заместитель генерального директора ООО «Новгородский бекон» Галина Ивановна Васюра. — Более того, наша компания вышла на федеральный уровень. Мы стали поставлять продукцию практически по всему Северо-Западному региону и даже в Приволжском федеральном округе. Сейчас наши товары можно увидеть на полках гипермаркетов сети «Лента» в Петрозаводске, Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге. На мой взгляд, приход федеральной сети «Лента» позитивен во всех смыслах. Местные производители качественной продукции могут увеличить объемы продаж и даже выйти на федеральный уровень, а покупатели получают возможность более широкого выбора продукции. Новгородцам, например, очень нравится баланс между ценой и качеством. Гипермаркетом «Лента», по крайней мере, они довольны. Приезжают и выкатывают из магазина полные тележки с продуктами. В том числе и с нашими.
— Объем поставок кваса под маркой «365 дней» в сеть гипермаркетов «Лента» в 2007 году значительно вырос по сравнению с 2006 годом, — рассказывает Юлия Торнова, руководитель по федеральным сетевым продажам ОАО «Дека» (производство кваса и других напитков), — и показал более чем 2-кратный рост продаж в стоимостном и денежном выражении. Более того, в связи с увеличением географии сети «Лента» наша продукция стала доступнее во многих регионах России. Мы получили стабильную дистрибуцию, и наш квас представлен в гипермаркете, который имеет высокую лояльность у покупателей. А высокие требования, предъявляемые к качеству продукта, и жесткая конкуренция на рынках напитков способствуют проведению на заводе поэтапной модернизации и реконструкции, увеличению объемов производства, совершенствованию технологий, расширению системы дистрибуции. В первой половине 2007 года на «Деке» была введена в эксплуатацию новая, крупнейшая в России линия розлива в ПЭТ-бутылки, позволившая увеличить производство кваса и пива почти на 200 %. А в связи с тем, что торговые сети очень тщательно подходят к поставщикам частных марок, в регионах после прихода федеральных торговых сетей повышаются требования к качеству продукции местных производителей. Ведь «Лента» выдвигает серьезные требования к производству частной марки и проводит внешний аудит производства. В выигрыше остается, в первую очередь, потребитель, получающий гарантированно качественный продукт.
Вывод можно сделать такой: российский ритейл находится еще в начале своего пути. Мы уже видим примеры достаточно продуктивного цивилизованного сотрудничества между производителем и потребителем: ритейлер не заставляет производителя платить за полки, производитель повышает качество своей продукции, ее упаковки, и они вместе осваивают новые региональные рынки. Приход крупных сетевиков в регионы, как мы поняли, оказывает существенное влияние на рынок: способствует повышению качества товаров местных производителей через высокие требования к поставщикам, которые затем становятся нормой и для местных торговых сетей. Но самое главное, что от прихода федеральных сетевых ритейлеров в регионы выигрывает рядовой потребитель: ассортимент растет, цены на товары снижаются, а стандарты обслуживания выходят на мировой уровень. И это кроме того, что новые компании, приходящие в регион, дают дополнительные рабочие места и способствуют развитию инфраструктуры городов.

Источник: газета "Аргументы и факты". Выпуск: № 5 (1421) от 30 января 2008 г.
А. Калинин
А. Калинин

Сообщения : 5
Дата регистрации : 2008-12-12
Возраст : 33
Откуда : Санкт- Петербург

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения